Расширение языка C для MicroPython на Raspberry Pi Pico

Это руководство о том, как написать и запустить базовое расширение на языке C для MicroPython на Raspberry Pi Pico. Я расскажу о причинах расширения MicroPython, о том, как написать модуль расширения, как его скомпилировать и как установить на Pico. Если вы хотите прочитать больше об этой теме, пожалуйста, обратитесь к разделу https://docs.micropython.org/en/latest/develop/extendingmicropython.html

Введение

Зачем расширять MicroPython?

Причин, по которым вам может понадобиться расширение MicroPython, может быть несколько. Поскольку это урезанная версия Python, MicroPython не очень хорошо справляется с тяжелыми вычислительными задачами (как и Python). С другой стороны, язык C действительно хорошо подходит для таких задач. Расширение C для Micropython позволяет выполнять такие вычисления на языке C и использовать результаты в MicroPython. Это может ускорить некоторые процессы на порядок.

Вторая причина может заключаться в том, что вы хотите взаимодействовать с каким-либо оборудованием, использующим API на языке C, из MicroPython. 

Типы расширений MicroPython C

Существует несколько различных способов расширения MicroPython: внешние модули на языке C и собственный машинный код в файлах .mpy.

Чтобы запустить внешний модуль на языке C, необходимо перекомпилировать его в микропрограмму MicroPython. Это довольно сложный процесс, поэтому в данном руководстве мы остановимся на втором варианте. Если вас заинтересовал этот подход, вы можете прочитать о нем подробнее на этих веб-страницах:                https://docs.micropython.org/en/latest/develop/cmodules.html                      https://www.raspberrypi.org/forums/viewtopic.php?t=300352

Файл .mpy - это файл, который хранит скомпилированный собственный машинный код и может быть скомпонован динамически. Это делает его гораздо более гибким, поскольку вам не нужно перекомпилировать всю прошивку MicroPython.

Напишите модуль расширения

Написание модуля расширения - это самая простая часть расширения MicroPython. Я покажу вам, как это сделать, на простом примере. Для начала мы создадим новый каталог под названием фактфиб. Откройте новое окно терминала, перейдите в новый каталог и создайте новый файл с именем factfib.c. Если вы создали каталог на Raspberry Pi под Dekstop, команда выглядит следующим образом.

cd ~/Desktop/factfib

touch factfib.c

Открыть factfib.c в вашем любимом текстовом редакторе и введите следующий код

#include "py/dynruntime.h

STATIC mp_int_t factorial_helper(mp_int_t x) {
   if (x < 1) {
      return 1;
   }
   return x*factorial_helper(x-1);
}

STATIC mp_obj_t factorial(mp_obj_t x_obj) {
   mp_int_t x = mp_obj_get_int(x_obj);
   mp_int_t rslt = factorial_helper(x);
   return rslt;
}

STATIC MP_DEFINE_CONST_FUN_OBJ_1(factorial_obj, factorial);

STATIC mp_int_t fibonacci_helper(mp_int_t x) {
   if (x <= 0) {
      return 0;
   }
   else if (x == 1) {
      возвращаем 1;
   }
   else {
      return (fibonacci_helper(x-1) + fibonacci_helper(x-2));
   }
}

STATIC mp_obj_t fibonacci(mp_obj_t x_obj) {
   mp_int_t x = mp_obj_get_int(x_obj);
   mp_int_t rslt = fibonacci_helper(x);
   return mp_obj_new_int(rslt);
}

STATIC MP_DEFINE_CONST_FUN_OBJ_1(fibonacci_obj, fibonacci);

mp_obj_t mpy_init(mp_obj_fun_bc_t *self, size_t n_args, size_t n_kw, mp_obj_t *args) {
   MP_DYNRUNTIME_INIT_ENTRY

   mp_store_global(MP_QSTR_factorial, MP_OBJ_FROM_PTR(&factorial_obj));
   mp_store_global(MP_QSTR_fibonacci, MP_OBJ_FROM_PTR(&fibonacci_obj));

   MP_DYNRUNTIME_INIT_EXIT
}

Позвольте мне объяснить приведенный выше код: В MicroPython и Python каждая переменная является объектом. Поэтому в Си мы представляем их как mp_obj_t. Но программа на языке Си может работать только с переменными типа Си, поэтому нам нужно преобразовать объект в тип Си. Это называется Marshalling, и MicroPython предоставляет функции для извлечения любого C-типа из объекта.

Эта веб-страница Оливера Робсона очень полезна для маршалинга https://mpy-c-gen.oliverrobson.tech/. Кроме того, вы можете найти примеры маршалинга в документации MicroPython https://docs.micropython.org/en/latest/develop/natmod.html. Я советую вам прочитать эту статью, если вам нужны дополнительные объяснения.

Постройте пристройку

Мы собираем расширение в файл .mpy с помощью Makefile. Но сначала нам нужно настроить несколько вещей. Убедитесь, что ваш терминал все еще открыт в фактфиб каталог. Затем клонируйте репозиторий MicroPython на GitHub.

sudo apt-get install build-essential libreadline-dev libffi-dev git pkg-config gcc-arm-none-eabi libnewlib-arm-none-eabi

git clone -recurse-submodules https://github.com/micropython/micropython.git

пип3 установить 'pyelftools>=0.25'

Эти установки займут некоторое время, но если вы хотите сэкономить время и знаете, что делаете, вам нужно только клонировать директории /py и /tools из репозитория micropython и поместить их в папку micropython папку внутри фактфиб папку (пропустите вторую команду).

Пока идет установка, мы можем использовать это время для написания Makefile. Просто выполните

touch Makefile

и откройте только что созданный файл в текстовом редакторе. 

MPY_DIR = micropython

MOD = factfib

SRC = factfib.c

ARCH = armv7m

include $(MPY_DIR)/py/dynruntime.mk

Вы могли заметить, что мы установили ARCH переменная для armv7m хотя пико - это armv6m. Мы должны это сделать, потому что armv6m архитектура (на момент написания этой статьи) не поддерживается программой dynruntime.mk инструмент.

Но, к счастью, мы все еще можем скомпилировать рабочее расширение для Pico. Нам просто нужно изменить dynruntime.mk файл, который должен быть расположен в разделе micropython/py/dynruntime.mkОткройте его и в разделе Architecture configuration в armv7m найдите переменную CFLAGS (это должна быть строка 64). Измените -mcpu=cortex-m3 на -mcpu=cortex-m0 и сохраните файл.

chnge -mcpu=cortex-m3 to -mcpu=cortex-m0

Затем, после того как все будет установлено, выполните

сделать

и фактфиб.мпи будет создан файл.

Установите и протестируйте расширение

Последний шаг - установка и тестирование. Для этого мы используем файловую систему, которую Micropython создает на Raspberry Pi Pico. Сначала нам нужно прошить Pico прошивкой MicroPython. Самый простой способ сделать это - использовать IDE Thonny (предустановленную на Raspbian).

Если вы не используете Raspberry Pi для программирования Pico или если вы никогда раньше не использовали MicroPython на Pico, обратитесь к руководству по началу работы с MicroPython от Raspberry Pi. https://www.raspberrypi.org/documentation/rp2040/getting-started/#getting-started-with-micropython

Если вы используете Windows, вам стоит ознакомиться с этой статьей блога о Raspberry Pi Pico и MicroPython под Windows https://picockpit.com/raspberry-pi/raspberry-pi-pico-and-micropython-on-windows/

Закройте Thonny после прошивки Pico прошивкой MicroPython и установите rshell. Мы используем rshell для доступа к файловой системе из командной строки.

sudo pip3 install rshell

rshell -version

Это выведет версию rhsell, если все настроено правильно. Затем отключите pico и подключите его снова (не удерживая кнопку BOOTSEL), чтобы убедиться, что ничто не пытается получить доступ к файловой системе. Теперь нам нужно выполнить

rshell -p /dev/ttyACM0 -buffer-size 512

cp factfib.mpy /pyboard/factfib.mpy

Для проверки установки можно использовать либо rshell, либо Thonny IDE для сохранения вашего .py файлы на Pico, но я продемонстрирую, как использовать интерпретатор MicroPython на minicom.

Поэтому сначала нажмите Ctrl+c выйти из rshell и затем установить minicom через

sudo apt install minicom

теперь мы можем получить доступ к Picos REPL (цикл чтения-вычисления-печати)

minicom -o -D /dev/ttyACM0

Три закрывающие угловые скобки >>> указывают на то, что интерпретатор MicroPython запущен. Теперь мы можем импортировать наше расширение и работать с ним как обычно.

>>> import factfib as ff

>>> ff.factorial(5)

>>> 120

>>> ff.fibonacci(7)

>>> 13

Поздравляем! Вы создали свое первое расширение MicroPython C для Pico! Следующий шаг - научиться писать и компилировать более сложные модули. Хороший способ начать - проверить, как работает маршаллинг списков и массивов (см. веб-страницу Маршаллинг сверху). Если у вас есть вопросы по этой статье, не стесняйтесь писать комментарии.

До свидания и до следующего раза

Натан

2 комментариев

  1. PeterB Ноябрь 26, 2021 в 8:29 дп

    Если не считать ошибки в программе на c, все работает отлично. Спасибо.

    STATIC mp_obj_t factorial(mp_obj_t x_obj) {
    mp_int_t x = mp_obj_get_int(x_obj);
    mp_int_t rslt = factorial_helper(x);
    return mp_obj_new_int(rslt);
    }

Комментировать

C extension for MicroPython on Raspberry Pi Pico

This is a guide on how to write and run a basic C extension for MicroPython on the Raspberry Pi Pico. I will cover reasons for extending MicroPython, how to write the extension module, how to compile it and how to install it on the Pico. If you want to read more about this topic, please refer to https://docs.micropython.org/en/latest/develop/extendingmicropython.html

Introduction

Why extend MicroPython?

There can be multpiple reasons why you might want to extend MicroPython. Since it is a trimmed down version of Python, MicroPython is not performing very well when it comes to coputationally heavy tasks (similar to Python). C on the other hand is really well suited for such tasks. A C extension for Micropython enables you to perform those computations through C language and use the results in MicroPython. This can speed up some processes by an order of magnitudes.

A second reason might be, that you want to interface some hardware which uses a C API from within MicroPython. 

Types of MicroPython C extensions

There are to different ways to extend MicroPython : external C modules and native machine code in .mpy files.

To run an external C module you need to recompile it into the MicroPython firmware. This is a rather complicated process, which is why this guide will focus on the second alternative. If you are however interested in this approach, you can read more about it on these webpages:                https://docs.micropython.org/en/latest/develop/cmodules.html                      https://www.raspberrypi.org/forums/viewtopic.php?t=300352

The .mpy is a file that stores compiled native machine code and can be linked dynamically. This makes it much more flexible since you don’t need to recompile the entire MicroPython firmware.

Write the extension module

Writing the extension module is the easiest part of extending MicroPython. I will show you how to do it by looking at a simple example. To start, we will create a new directory called factfib. Open a new terminal window ,cd into the new directory and create a new file called factfib.c. If you created the directory on a Raspberry Pi under Dekstop, the command looks like this.

cd ~/Desktop/factfib

touch factfib.c

Open factfib.c in your favourite text editor and enter the following code

#include "py/dynruntime.h

STATIC mp_int_t factorial_helper(mp_int_t x) {
   if (x < 1) {
      return 1;
   }
   return x*factorial_helper(x-1);
}

STATIC mp_obj_t factorial(mp_obj_t x_obj) {
   mp_int_t x = mp_obj_get_int(x_obj);
   mp_int_t rslt = factorial_helper(x);
   return rslt;
}

STATIC MP_DEFINE_CONST_FUN_OBJ_1(factorial_obj, factorial);

STATIC mp_int_t fibonacci_helper(mp_int_t x) {
   if (x <= 0) {
      return 0;
   }
   else if (x == 1) {
      return 1;
   }
   else {
      return (fibonacci_helper(x-1) + fibonacci_helper(x-2));
   }
}

STATIC mp_obj_t fibonacci(mp_obj_t x_obj) {
   mp_int_t x = mp_obj_get_int(x_obj);
   mp_int_t rslt = fibonacci_helper(x);
   return mp_obj_new_int(rslt);
}

STATIC MP_DEFINE_CONST_FUN_OBJ_1(fibonacci_obj, fibonacci);

mp_obj_t mpy_init(mp_obj_fun_bc_t *self, size_t n_args, size_t n_kw, mp_obj_t *args) {
   MP_DYNRUNTIME_INIT_ENTRY

   mp_store_global(MP_QSTR_factorial, MP_OBJ_FROM_PTR(&factorial_obj));
   mp_store_global(MP_QSTR_fibonacci, MP_OBJ_FROM_PTR(&fibonacci_obj));

   MP_DYNRUNTIME_INIT_EXIT
}

Let me explain the code above: In MicroPython and Python, every variable is an object. Therefore in C we represent them as mp_obj_t. But a C program can only work with C type variables, which is why we need to transform the object into a C type. This is called Marshalling and MicroPython provides functions to extract any C type from an object.

This webpage by Oliver Robson is really helpful for Marshalling https://mpy-c-gen.oliverrobson.tech/. Furthermore you can find Marshalling examples in the MicroPython documentation https://docs.micropython.org/en/latest/develop/natmod.html. I advise you to read this article if you need further explanation.

Build the extension

We build the extension into a .mpy file by using a Makefile. But we need to set up a few things first. Make sure your terminal is still opened in the factfib directory. Then clone the MicroPython GitHub repository.

sudo apt-get install build-essential libreadline-dev libffi-dev git pkg-config gcc-arm-none-eabi libnewlib-arm-none-eabi

git clone –recurse-submodules https://github.com/micropython/micropython.git

pip3 install ‘pyelftools>=0.25’

These installations will take a while, if you want to save time and you know what you are doing, you only need to clone the /py and /tools directory from the micropython repository and put them inside a micropython folder inside the factfib folder (skip the second command).

While the installation is running we can use the time to write the Makefile. Simply execute

touch Makefile

and open the newly created file in a text editor. 

MPY_DIR = micropython

MOD = factfib

SRC = factfib.c

ARCH = armv7m

include $(MPY_DIR)/py/dynruntime.mk

You might have noticed that we set the ARCH variable to armv7m although the pico is armv6m. We have to do this because the armv6m architecture is (at the moment I’m writing this article) not supported by the dynruntime.mk tool.

But luckily we can still compile a working extension for the Pico. We just need to modify the dynruntime.mk file, which should be located under micropython/py/dynruntime.mkOpen it and under Architecture configuration in armv7m find the CFLAGS variable (should be line 64). Change -mcpu=cortex-m3 to -mcpu=cortex-m0 and save the file.

Then after everything is installed execute

make

and the factfib.mpy file will be created.

Install and test the extension

The last step is installing and testing. For this we utilize the filesystem that Micropython creates on the Raspberry Pi Pico. First we need to flash the Pico with the MicroPython firmware. the easiest way to do this is to use the Thonny IDE (preinstalled on Raspbian).

If you are not using a Raspberry Pi to programm your Pico or if you never used MicroPython on the Pico before then please refer to the getting started with MicroPython guide by Raspberry Pi https://www.raspberrypi.org/documentation/rp2040/getting-started/#getting-started-with-micropython

If you are using Windows you should check out this blog Post about the Raspberry Pi Pico and MicroPython on Windows https://picockpit.com/raspberry-pi/raspberry-pi-pico-and-micropython-on-windows/

Close Thonny after you have flashed your Pico with the MicroPython firmware and install rshell. We use rshell to access the filesystem from the command line.

sudo pip3 install rshell

rshell –version

This prints the rhsell version if everything is set up correctly. Then unplug the pico and plug it in again (without holding BOOTSEL button) to make sure nothing is trying to access the file system. Now we need to execute

rshell -p /dev/ttyACM0 –buffer-size 512

cp factfib.mpy /pyboard/factfib.mpy

To test the installation you could use either rshell or the Thonny IDE to save your .py files on the Pico but I will demonstrate how to use the MicroPython interpreter over the minicom.

So first press Ctrl+c to leave rshell and then install minicom via

sudo apt install minicom

now we can access the Picos REPL (Read-eval-print loop)

minicom -o -D /dev/ttyACM0

The three closing angle brackets >>> indicate that the MicroPython interpreter is running. Now we can import our extension and work with it as usual.

>>> import factfib as ff

>>> ff.factorial(5)

>>> 120

>>> ff.fibonacci(7)

>>> 13

Congratulations! You have created your first MicroPython C extension for the Pico! The next step is to learn how to write and compile more complex modules. A good way to start is by testing how the Marshalling of lists and dicts works (see the Marshalling webpage from above). If you have any questions regarding this post, feel free to write a comment.

Good bye and until next time

Nathan

2 Comments

  1. PeterB on November 26, 2021 at 8:29 am

    Apart from the error in the c program it worked a treat. Thanks.

    STATIC mp_obj_t factorial(mp_obj_t x_obj) {
    mp_int_t x = mp_obj_get_int(x_obj);
    mp_int_t rslt = factorial_helper(x);
    return mp_obj_new_int(rslt);
    }

    • raspi berry on November 27, 2021 at 5:56 pm

      Thank you for your feedback 🙂

Leave a Comment